Поучение Протоиерея Валентина Мордасова (+1998г.) в неделю Крестопоклонную

      Братие возлюбленные! У каждого из нас, кто бы мы ни были и какова бы ни была наша жизнь, свой крест, и мы несем, должны нести этот свои крест — часто от средней молодости, едва не с самого детства до старости, до могилы. Крест жизни каждого из нас — эта все, что отягощает нашу жизнь, что тревожит и мучит наш дух, что терзает наше сердце. Для одних таким Крестом является бедность и нищета, с которой они тщетно борются всю жизнь; для других — болезни, семейные невзгоды, потери близких и дорогих. И нет людей, нет ни одно­го человека, который бы не переносил в жиз­ни страдании, не испытывал лишении — одним словом, не нес бы Богом ему назначенного креста. Богу ведома тяжесть этих крестов; но мы знаем, что часто золотой крест богачей бы­вает тяжелее креста бедняка, а крест, поднятый до царского престола и несомый лицом в цар­ской порфире, бывает невыносимее, чем крест раба, наемника, работника. И дело, братие, не в том, каков у каждого из нас крест, какие невзгоды и скорби посылаются нам Господом; а дела в том, как, с какими мыслями несем мы свой крест, переносим свои страдания.    
     Обращаем ли мы внимание на то, чего обыч­но мы свой печали, скорби, невзгоды — сло­вом, свои жизненный крест — считаем самы­ми большими, самыми тяжелыми; а беды и несчастья своих ближних мы считаем всегда более легкими, более терпимыми? Когда мы видим страдающими ближних, то эти страда­ния едва вызывают у нас сочувствие; а когда такое же и даже меньшее страдание постигнет нас или такая же беда случится с нами, то мы, считая эту беду едва ли не самою великою, раз­дражаемся, возмущаемся, начинаем роптать на людей и часто на самого Бога.
     Не значит ли это, что мы обычно преувели­чиваем свои горести, свои невзгоды, свои стра­дания — словом, тяжести своего креста?
     Если бы мы знали, если бы мы тверда вери­ли, что каждому посылается Богом крест по его силам и более тяжелый крест посылается боль­ше могущему перенести, то с меньшим ропо­том и с большим терпением мы несли бы свои жизненные кресты — именно свой, а не чужой, не другого крест, как говорит Спаситель.
    Тогда, перенося свои невзгоды, свои страда­ния, мы были бы ближе к Тому, Чьему Кресту мы сегодня поклоняемся. Что наши страдания и наши муки по сравнению со страданиями и муками Христовыми! Что наши маленькие и легкие кресты сравнительно с величавшим и тягчайшим крестом Спасителя, взявшего на Себя грехи всего мира и перенесшего ужасные страдания на Голгофе!
    И вот, братие, в минуты величнайшнх сво­их страданий великий Крестоносец Хрис­тос — Бог, но и Человек, — не произнес ни одного слова ропота, ни одного слова жало­бы Своему Небесному отцу, а со смирением и кротостью молился Ему: Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42); Не как Я хочу, но Как Ты (Мф. 26, 39).
    И кто из нас, братие, хочет действительно быть истинным последователем Христовым, идти со своим крестом на своих слабых плечах за великим Крестоносцем — Спасителем, тот так же смиренна, и кротко, и терпеливо, и без­ропотно должен нести свой крест, переносить свои страдания, свои бедствия.
     А для этого отвергнись себя, не думай много о себе, не преувеличивай цены себе; не считай себя лучше других, а считай хуже, считай свои беды не большими, а меньшими, чем горести и несчастья других; думай и заботься больше о других, чем о себе, старайся больше облег­чить и умягчить страдания других, чем соб­ственные.
     И тогда твой крест будет легким для тебя, твои страдания и невзгоды не будут представ­ляться столь невыносимыми, какими они ка­зались раньше; тогда все реже будет подни­маться возмущение в сердце твоем, все реже и реже будет срываться ропот и из уст твоих.
     Если же кому из вас, братие, будет слишком тяжело под тяжестью вашего креста, то вспом­ните о великом и безмерно тягчайшем Кресте Спасителя нашего, со слезами и мольбою при­никните к подножию этого Креста. И поверьте слову Божию, которое говорит, что Бог не до­пустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *