Слово архимандрита Исаакия (Виноградова) (+1981г.) в день святого великомученика и победоносца Георгия

          Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
     Всякий церковный проповедник хотел бы рассказать нечто новое своим прилежным слушателям. Но неиз­бежны и повторения: сама Церковь повторяет каждый год праздничные службы, богослужебные книги по истечении года снимаются с полки одна за другою и вновь и вновь призывают вас к молитве, стараясь по­вторением уже известного глубже напечатлеть его в сознании. И сейчас остановимся мы на хорошо извест­ном вам житии и чудесах святого Георгия Победоносца. Я коснусь только одного чуда, которое дало повод изображать святого Георгия в виде всадника, убиваю­щего копьем змея.
      На Средиземном море до сих пор существует город Бейрут, в древности носивший название Берита. Вско­ре после мученической кончины святого Георгия Побе­доносца, верного воина императора Диоклетиана, мужественно признавшегося в исповедании христианской веры и пострадавшего за нее, как подобало верному воину Христову, жители этого города, до V века пре­бывавшие в язычестве, были просвещены светом ис­тинной христианской веры при следующих обстоятель­ствах. Живя на берегу моря, они пользовались питьевой водой из близлежащего пресноводного озера. Неожи­данно в этом озере завелось страшное чудовище: не то гигантский крокодил, не то крылатый дракон, напоми­нающий тех «допотопных» животных, скелеты которых любители точных наук собирают по косточкам и выс­тавляют в музеях. Он нападал на людей и животных, приходивших к воде, некоторых пожирал на берегу, а других увлекал на дно озера. Пробовали бороться с ним, но копья и стрелы отскакивали от его панциря, не при­чиняя вреда; отряды всадников тоже не могли одолеть его, так как лошади пугались и шарахались от его ужасной пасти, испускавшей удушающее зловоние.
         Языческие жрецы объяснили появление этого змея гневом богов за то, что в городе было много тайных христиан. Так некогда и Нерон свалил на христиан по­жар в Риме, который, по-видимому, сам устроил. Для умилостивления богов и посланного ими чудовища жрецы предложили приносить человеческие жертвы: чис­тых юношей и девушек, по жребию, одевали в лучшие одежды и приводили на берег озера. Там оставляли их, а сами убегали в город, чтобы с высоты городских стен смотреть, как чудовище, пеня воды, вылезало на берег и уничтожало свою добычу. Хотя они были язычника­ми, но поступали справедливо, и этот ужасный жребий падал одинаково на бедных и богатых, простых и знат­ных людей. Дошла очередь и до самого князя этого го­рода, у которого была единственная дочь, красавица, умница и доброй души. С плачем надели на нее родите­ли брачные лучшие одежды, украсили ее богатыми драгоценностями: им не жаль было ничего, раз они ли­шались любимой дочери. Отвели ее к озеру и оставили там в слезах, а сами стали с городской стены смотреть, что будет дальше. Весь город собрался на стены. И вот закипела вода под хвостом чудовища, и вылезло оно из воды. Но в это время появился на белом коне всадник, вооруженный копьем, и, обращаясь к плачущей девуш­ке, спросил о ее горе. «Уходи скорее», — отвечала она ему и рассказала вкратце, что должна быть принесена в жертву и боится, чтобы дракон не поглотил и всадни­ка с конем, так как он в силах пожрать всех троих. «Я — Георгий, недавно пострадавший воин Христов, — отве­чал ей всадник, — и послан Богом спасти тебя, уничто­жить исчадие диавола  змея и просветить весь народ ваш светом Христовой веры». С этими словами он раз­махнулся и вонзил копье в самый язык разинувшего пасть чудовища.
        Вы знаете, как бывает больно, когда нечаянно при­кусишь кончик языка. Копье воина не только ранило язык, но пригвоздило змея к земле. Он сразу ослабел. И тогда сказал воин девушке: «Сними с себя пояс и свя­жи им змея». Она сняла с себя длинную ленту, которые носили тогда женщины вместо пояса (как это видно, например, на иконе святой мученицы царицы Алексан­дры), обвязала шею дракона, и он покорно пополз за ней, глотая пыль по слову Божию (Быт. 3, 14). И вот увидели жите­ли необычайное шествие: впереди, на белом коне, едет к воротам города статный, красивый юноша; за ним идет, радостная и светлая, предназначенная в жертву чудо­вищу княжна и ведет за собою на ленте, как домашнего пса на цепочке, это чудовище, с которым никто до сих пор не мог справиться. Входят в город, идут на пло­щадь, куда стекаются все жители от мала до велика, чтобы видеть такое чудо. По приказанию Георгия змея разрубают на куски и сжигают на кострах. Сам святой произносит пламенную речь, убеждающую всех в исти­не Христовой веры. После этого всадник делается не­видимым, а все жители города принимают крещение от находившихся здесь втайне христианских священников. В благодарность за это свое спасение жители Бериты и изобразили на иконе святого Георгия на коне, убиваю­щим змея. Наши предки очень любили такие иконы. Гер­бом Московского княжества, объединившего Русь и впоследствии ставшего сердцем нашей Родины, было такое изображение.
     Один из недавно живших наших архипастырей имел в своем внешне богатом и комфортабельном доме ни­кому не известный чуланчик, где он, совершал свои тайные молитвенные подвиги, где спал на топчане, покрытом лишь тонким войлоком. Туда взял он всего две иконы: святого Георгия Победоносца, поражаю­щего змея, и Божией Матери «Умиление», где она изображена, вероятно, в момент Благовещения. И ког­да близкие друзья спрашивали пастыря, почему вы­бор его пал именно на эти две иконы, он дал объясне­ние, очень для нас ценное. Все мы воины Христовы, как об этом говорится в чине крещения. Все мы должны бороться со злом и кругом нас, и особенно в своей душе. Всю жизнь должны мы поражать свои грехи, как святой Георгий поразил чудовище. И тогда мы можем надеяться приблизиться — страшно выговорить это слово — к святости, олицетворением который и является Пречистая Матерь Божия, как ее высшее выра­жение в человеческом естестве.
Молитвами Пресвятой Богородицы и святого Геор­гия Победоносца да поможет нам Бог на этом пути. Аминь.
23 апреля/6 мая 1952г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *