Взирая на усердие ваше, христолюбивые братие, с каковым стекались вы на слушание спасительных словес Божиих, излагаемых мною доселе, паки с радостию приемлю на себя труд сей. Для сердца моего, исполненного пастырской к вам любви, ничего нет приятнее, как посвящать силы мои на проповедь Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, которая есть сила Божия во спасение всякому верующему. Внимательное ваше слушание и посильное, при помощи Божией, исполнение заповедей Евангельских паче и паче возродит во мне усердие и ревность к проповеди слова Божия, и всякий труд соделается легким. Итак, призвав Господа Спасителя в помощь, паки начнем Евангельские беседы наши.
Во утрий же паки стояше Иоанн, и от ученик его два. И узрев Иисуса грядуща, глагола: се Агнец Божий (Ин. 1, 35-36).Посланный от Бога проповедник истины, Иоанн Предтеча Господа Иисуса, с неутомимою ревностию исполнял дело посольства своего. И как служение его состояло в том, чтоб свидетельствовать всем о пришествии Христа, Спасителя мира, то он, яко верный служитель Божий, безпрерывно и безтрепетно возвещал о Нем, да вси уверуют в Него и, веруя, спасение улучат. Узрев Иисуса грядуща, перстом указует всем, глаголя: се Агнец Божий — се посланный от Бога Отца Единородный Сын Его для спасения мира. Се Тот, Который пришел страданиями и крестною смертию Своею искупить род человеческий от вечной смерти и погибели, заслуженной грехами нашими. Предтеча Господа многократно свидетельствовал о пришествии Его всем — указывал на Него всем, но еще никто не веровал в Него, не видя в Нем ни той власти, ни то великолепия, каковым обыкновенно сопровождается пришествие царей земных. Спаситель мира и Царь славы, Божественную славу свою сокрыл под смиренным видом простого человека. Как Он начал собирать к Себе учеников и открывать славу свою, с особенною точностию повествует о сем Евангелист Иоанн Богослов.И слышаста Его оба ученика глаголющаго, и по Иисусе идоста. Обращся же Иисус, и видев я по Себе идуща, глагола има: чесо ищета? Она же реста Ему: Равви, еже глаголется сказаемо, Учителю, где живеши? И глагола има: приидита и видита. Приидоста же и видеста, где живяше. И у Него пребыста день той. Бе же час, яко десятый (Ин. 1, 37-39).Иоанн Креститель имел многих учеников. Указуя на Иисуса всенародно, говорил в слух всем: се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Все слышали глас его внешними ушами тела, но внутренним ухом сердца услышали только два ученика его, как замечает святой Златоуст, и, услышавши, тотчас пошли вслед за Иисусом. Спаситель Христос, Сердцеведец, зря в них благословенные начатки верных учеников Своих, обращает на них милосердые очи Свои и любезно вопрошает их: чего они ищут,— не потому, чтоб Всеведущий не знал их намерения, но дабы Своим вопросом, Своим живоносным глаголом оживотворить посеянную в сердцах их Иоанном веру в Него и привлечь их к Себе. Равви! то есть Учитель, отвечают Ему ученики Иоанновы, где живеши? Уверовав сердцем свидетельству Иоанна о Иисусе Христе, они пошли за Ним и хотели слышать наедине беседу Его. По приглашению Спасителя они пришли к Нему и целый день слушали Божественное Его слово. О сколь счастливый день, восклицает Блаженный Августин, проведенный ими в собеседовании с сладчайшим Иисусом! И сколь плодоносно было сие собеседование! Они не только сами прилепились всем сердцем ко Иисусу, но и других тотчас начали приводить к вере в Него, как мы увидим ниже. Бе же час яко десятый, когда они пошли за Иисусом,— по нынешнему счислению времени около четырех часов по полудни. Замечание сие делает Евангелист для того, дабы показать особенное усердие и ревность учеников Иоанновых к слышанию словес Иисуса Христа в такое время дня, которое обыкновенно употребляется или на отдых, или на дела маловажные. Но кто истинно любит Спасителя и ищет в Нем спасения своего, тот в живоносных словесах Его поучается день и нощь, для того всякое время к поучению благоприятно.Бе же Андрей, брат Симона Петра, един от обоих слышавших от Иоанна, и по Нем шедших (Ин. 1, 40).Один из учеников Иоанновых, слышавших от него свидетельство о Иисусе Христе и в след Его пошедших, был Андрей, который, как первый уверовал в Него, посему и называется Первозванный. Другой ученик, вероятно, был сам Евангелист Иоанн Богослов, как замечает святой Златоуст. Он сокрыл свое имя в повествовании по особенной своей скромности и смиренномудрию.Обрете сей прежде брата своего Симона, и глагола ему: обретохом Мессию, еже есть сказаемо Христос. И приведе его ко Иисусови. Воззрев же нань Иисус рече: ты еси Симон, сын Ионин; ты наречешися Кифа, еже сказается Петр (Ин. 1, 41-42).Вот пример истинной веры и братской любви, достойный подражания! Андрей обрел Мессию, то есть Христа. Обрел драгоценнейшее сокровище веры в Него; обрел все, чего только сердце его могло желать. Обретши Его, со тщанием и прежде всего ищет брата своего Симона, дабы и ему сообщить сие небесное сокровище веры во Иисуса. Нашедши его, с неизъяснимою радостию возвещает брату своему о обретении Мессии, с толиким нетерпением ожидаемого всеми истинными израильтянами: обретохом Мессию, и, желая утвердить его в вере в Него, он приводит его ко Иисусу, зная из собственного опыта, что ежели Симон увидит Его и услышит Божественные Его глаголы, то непременно уверует в Него и прилепится к Нему; И приведе его ко Иисусови.Спаситель Сердцеведец единым Божественным взором Своим провидит в сердце Симона первое исповедание веры, на котором, как на камени, имел Он создать Церковь Свою, вратами адовыми не одолеемую. Провидит в нем первого Апостола Своего, и Божественною Своею властию нарицает его Петром, то есть каменем.Во утрий же восхоте Иисус изыти в Галилею, и обрете Филиппа, и глагола ему: гряди по Мне. Бе же Филипп от Вифсаиды, от града Андреова и Петрова (Ин. 1, 43-44).Как пришествие Иисуса Христа в Галилею, так и пребывание Филиппа на том месте, были не без Промысла, но по Божественному предвидению и строению. Иисус Христос, яко Сердцеведец Бог, предусмотрев расположение Филиппа к приятию веры, соизволил прийти в Галилею в то самое время, в которое там Филипп находился, чтоб призвать его и вчинить в лик Своих учеников. Но удивления достойны как средство, чрез которое Иисус Христос призвал Филиппа, так и совершенное повиновение его Иисусу Христу. Единое только Иисус сказал ему слово: гряди по Мне, — и он, не медля, все оставив, пошел вслед Его. Так слово Божие всегда всесильно к обращению нашему, когда оно не находит препятствия в собственном противлении нашего сердца; Филипп не только сам последовал званию Иисуса Христа, но с великою ревностию тотчас начал и других обращать к послушанию Ему.Обрете Филипп Нафанаила и глагола ему: Его же писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета (Ин. 1, 45).Вот пример чудесной силы веры в простом и не обладаемом страстями сердце Филиппа! Увидевши Иисуса, услышавши от Него единое слово, он видит в Нем того великого Пророка, о Котором писал Моисей в законе, видит в Нем того Божественного Царя Израилева, о пришествии Которого провозвещали пророки. Бедное состояние Иосифа, который, яко обручник преблагословенной Девы Марии и попечитель младенчества и отрочества Иисусова, носил на себе имя отца Его, и презренное отечество его — град Назарет не соблазняют Филиппа. Он видит в Нем обетованного Богом Избавителя Израиля: Егоже писа Моисей и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, иже от Назарета.И глагола Ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти? Глагола ему Филипп: прииди и виждь (Ин. 1, 46).Поелику Назарет был тогда в презрении у всех иудеев по причине пребывания в оном многих язычников, что обратилось в пословицу: от Назарета может ли что добро быти? — то Нафанаил, услышав о пришествии из него Христа, усумнился, и в простоте сердца сказал Филиппу: может ли произойти от такого презренного града вожделенный Избавитель Израиля? От Назарета может ли что добро быти? Филипп, испытав на самом себе Божественную силу слов Иисуса Христа, уверен был, что ежели и Нафанаил увидит и услышит живоносные глаголы Его, то непременно уверует в Него, предлагает ему итти с ним и видеть Иисуса: прииди и виждь. Нафанаил, не медля, пошел к Иисусу Христу.Виде же Иисус Нафанаила грядуща к Себе, и глагола о Нем: се воистинну израильтянин, в немже льсти несть (Ин. 1, 47).Вот что видит Нафанаил, пришед ко Иисусу Христу! Видит Сердцеведца, открывшего тайные его сердца. Се воистинну израильтянин, в нем же льсти несть. Вот, сказал Господь, человек правую имеющий веру, мысль посвященную Богу, сердце нельстивое и чистое.Глагола Ему Нафанаил: како мя знаеши? Отвеща Иисус и рече ему: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя. Отвеща Нафанаил и глагола Ему: Равви! Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев (Ин. 1, 48-49).Простосердечный Нафанаил вопрошал Иисуса Христа яко человека: но Иисус отвечает ему яко Бог, Которому известны все помышления сердца человеческого, и в доказательство сего открывает ему и место, где они беседовали с Филиппом под смоковницею, и все, что они там говорили наедине, и заключает тем, что Он, по всеведению Своему, знал его еще прежде беседы с Филиппом. Прежде даже возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя. Нафанаил, видя во Иисусе Всевидящего, несомненно уверовал в Него и велегласно исповедал, что Он есть Сын Божий, что Он есть Царь Израилев.Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши; болша сих узриши. И глагола ему: аминь глаголю вам, отселе узрите небо отверсто и Ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына человеческаго (Ин. 1, 50-51).Исповедание Нафанаила хотя было истинное, но еще несовершенное: Он исповедал Его Царем Израилевым, но еще не знал, что Он есть Царь всей вселенной. Почему Господь Иисус говорит ему: ты уверовал в Меня, познав Меня Сердцеведцем, уверовал слову Моему, что Я, не бывши с тобою под смоковницею, видел тебя. Отселе впредь гораздо больше таковых дел узриши, а следовательно, гораздо совершеннее будет твоя вера. Ты сказал, что Я есмь Царь Израилев; но когда явится небо отверсто и Ангелы Божии будут сходить и восходить для служения Мне, как рабы своему Господу, тогда-то познаете, что Сын человеческий не только есть Царь Израилев, но и неба, и земли, и всей вселенной Владыка.Христолюбивые братие! Простосердечный Нафанаил, узнавши Иисуса Христа как Сердцеведца, уверовал в Него и сделался самым ревностным Его учеником. Извлечем из сего наставление для себя, весьма важное для благоустройства жизни нашей и для преспеяния в благочестии. Я разумею то, что нет ничего действительнее к обузданию худых склонностей сердца и порочных страстей души и к утверждению духа нашего в благоделании, как всегдашнее размышление о вездеприсутствии и всевидении Бога нашего. Из сего происходят две важнейшие добродетели: страх Божий и упование на Него. Если бы мы всегда, или по крайней мере часто, размышляли о вездеприсутствии Царя царствующих и Господа господствующих, Которого трепещут все силы ангельские, то всегда были бы проникнуты страхом Божиим, особенно во храме Божием стояли бы с подобающим благоговением, избегая не только неблагопристойных размышлений и пустых разговоров, но и суетных мыслей и желаний. Тогда, в минуты самых величайших страданий душевных и телесных, мы могли бы сохранить живое упование на Его безпредельное милосердие, никогда и нигде нас не оставляющее, и на Его всемогущество, всюду действующее и во всем содействующее верующим и уповающим на Него. Приобыкши зреть Бога верою, мы соделались бы достойными узреть Его и лицом к лицу в Царствии славы Его, еже буди нам всем улучити, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Беседа святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевскаго (+1857г.) в 1-ю неделю великаго поста
Добавить комментарий